Психологическая эффективность рекламы. Цвет в рекламе.

От автора. Думаете, как повысить эффективность своей рекламной кампании? Ломаете голову, как создать из небольшого блока или десятисекундного ролика инструмент привлечения клиентов? blog.helpkit.ru раскрывает секреты эффективной рекламы, действующей на подсознание. Оставайтесь на линии и будете в курсе продвинутых моделей проведения рекламной кампании.

Как мы уже писали в предыдущем сообщении, реклама не должна быть произведением искусства. Она должна стать креативным и мощным рычагом привлечения клиентов и повышения продаж. Реклама не должна основывать на вкусах заказчика или создателя. Она должна отвечать требованиям рынка и психологии потребителя. Реклама не должна продавать продукт или услугу. Она должна исполнять мечты человека.

Из этого небольшого вступления можно сделать вывод, что реклама хороша не в своей замкнутой сущности, а в том эффекте, который она должна производить. Именно такая реклама способна стать наиболее эффективной.

Поэтому рекламный флюид должен иметь настройку не на материальный мир, а на мир образов и иллюзий, стереотипов и шаблонов. Рекламное сообщение должно четко работать на подсознание потребителя, на определенные образы, которыми руководствуется человек в своей жизни. Здесь мы напрямую подходим к психологической эффективности рекламы.


Одним из факторов такого «психологического воздействия» на человека является цвет. Он, пожалуй – самый показательный пример того, как казалось бы незаметные элементы рекламного сообщения имеют громадное влияние на человека. Ведь в отличие от прямых образов (иллюстрации, персонажи, заголовки), которые легко «прочитываются» даже непрофессионалом, цветовая гамма имеет гораздо более глубокое воздействие. Она имеет «длинные корни» в первобытных образах и страхах.

Поэтому применение тех или иных цветов должно быть обоснованным и грамотным. Лепить цвет слепую – настоящее «противозаконное деяние», которое приводит к таким «наказаниям», как потеря клиентов, снижение продаж, создание негативного образа компании и многим другим.

Вместе с несколькими другими факторами, психология цвета способна стать компонентом оценки эффективности рекламы. Через игру цветов можно создать эффективные виды рекламы.

Родом из первобытных страхов

Эмоциональная атмосфера человека напрямую влияет на то, как он воспринимает цвета. Кроме того, восприятие цвета зависит от образа жизни человека, природно-климатических условий, от уровня развития рынка и других показателей. Ведь неспроста скандинавских викингов называли суровыми. Попробуйте пожить в местности, где почти не бывает солнца, а место поселения окружено темным хвойным лесом?! Или попробуйте представить грека или итальянца печальным или робким. Вечная жара и солнце делают свое «позитивное» дело.

Подобная зависимость восприятия цвета от среды обитания была обнаружена еще в прошлом столетии. Действие одних и тех же природных сил создавали в голове человека определенные стереотипы, которые закрепились в генетическом материале и стали передаваться из поколения в поколение. Например, один из самых первых образов – день и ночь. Днем все оживает, солнце освещает всю окружающую землю. День – это время действия. Поэтому светлые тона (желтый, оранжевый, розовый) издревле стали восприниматься как положительные, деятельные, вдохновляющие.

Ночью все погружалось в темноту, а это значило уход на ночлег. Все засыпало, погружалось в дрему. Кроме того, тьма стала ассоциироваться с врагами, с войнами и нападениями. Поэтому темные тона (синий, черный, фиолетовый) стали восприниматься либо как цвета агрессии, либо как цвета внутреннего созерцания, «отхода в себя». А, например, красный – цвет крови и огня – заставлял людей напрягаться, приводил к «чрезвычайным ситуациям», стал ассоциироваться с агрессией и болью, мобилизацией и призыву к действиям.

Российский почет красному и золотому

Красный цвет в рекламе. У каждого государства, у каждого народа и нации имеются свои «любимые» цвета, которые впитались в кровь. Это было связано с природными условиями, излюбленным поведением и преобладающими мыслями представителей данного народа. Например, в России, которая практически на протяжении всей своей истории вела войны, красный цвет стал символом отваги, доблести, патриотизма, смелости, действия. Не малую роль здесь сыграло и 70-летнее господство «красной» пролетарской идеологии Советского Союза.

Красный цвет всегда воспринимался как цвет радости и успеха («красный угол» в доме), всеобщего процветания (Владимир Красно солнышко, который крестил Русь). Поэтому применение этого цвета в рекламе будет настраивать человека на решительные действия, на возможность покупки. Красный цвет означает «Внимание!» – то есть он говорит покупателям: «Не проходите мимо! Здесь вас ждет что-то интересное!».

Но чрезмерное использование красного цвета может привести к негативному восприятию. Применение такого цвета идеально подойдет для выделения наиболее значимых моментов в рекламе. Например, скидка, заключенная в «звезду» красного цвета точно привлечет внимание человека.

В сочетании с черным красный цвет идеально подходит для рекламы интимных и сексуальных принадлежностей. Вместе они образуют некий таинственный, «запрещенный» флюид. Это весьма взрывоопасное сочетание, которое нужно использовать с умом. С этими цветами вы рискуете стать сапером, у которого может быть право только на одну ошибку.

Черный цвет в рекламе. Черный цвет, кстати, плохо воспринимается россиянами. Он вместе с темно-синим, фиолетовым и другими темными тонами воспринимаются как чужеродные, перекочевавшие с Запада, с которым у России почти всегда были неприятельские отношения.

В семантике цветов черный ассоциируется с погружением в себя, «в сон». Он вызывает преимущественно отрешенные, отчасти негативные эмоции, поэтому в рекламе использование этого цвета необходимо сократить. Как видим, современное трактовка черного цвета не намного отошло от его «первобытного» ночного аналога.
Черный цвет и общие темные тона хорошо подойдут для так называемой, эгоистичной рекламы. В таком сообщении, как правило, делается ставка на внутреннюю гармонию и уединение. Например, черный – постоянный спутник рекламы ресторанов. Или ювелирных изделий.

Желтый и оранжевый цвета в рекламе. Намного привлекательней для россиян желтый (или золотой) цвет. «Золотые» пшеничные поля до сих пор колосятся на необъятных просторах нашего государства. А еще можно вспомнить Золотую орду. Несмотря на все отрицательные моменты, связанные с завоеванием Руси татарами, при выборе между Западом и Востоком Александром Невским в «союзники» была выбрана именно Золотая орда. Заручившись поддержкой любящих золото татар, Александр собрал под знаменами славных воинов Руси и выступил против «черной» и «стальной» рати тевтонских рыцарей. Наша страна изначально была настроена более на «золотой» Восток, нежели на «темный» Запад.

Применение желтого или оранжевого цвета отлично подойдет в рекламе товаров, которые обещают клиентам что-то «положительное», спокойное. Например, в рекламе детских товаров использование «жетизны» просто необходимо. Эти яркие цвета настраивают на мирный диалог, коммуникацию, внутреннее спокойствие. Оранжевый цвет более активный и «деятельный», поэтому если вы хотите придать своему рекламному флюиду больше действия, усилить призыв к покупателям, то рекомендуется использовать оранжевый цвет.

Из-за того, что по яркости желтый цвет приближается к белому (а белый чаще всего и используется как «фоновый»), нельзя раскрашивать этим цветом всю рекламную площадь. Желтый цвет лучше применять во фрагменте изображения. При этом желтый цвет должен «окружать» более темный цвет, чтобы желтый стал заметным.

Зеленый цвет в рекламе. Зеленый цвет также воспринимается россиянами положительно. Ведь Россия – издавна страна лесов. Лес кормил и защищал своих поселенцев, поэтому и стал зеленый восприниматься как расслабляющий, спокойный, «защитный» цвет. Зеленый цвет ассоциируется с лечебными травами, с пользой и здоровьем, поэтому применение этого тона в рекламе лекарств, медицинских препаратов, очистительных приборов и других товаров, которые заботят о здоровье потребителя, будет обеспечивать «правильное» восприятие аудиторией.
Белый цвет в рекламе. Белый цвет характеризуется тем, что не несете в себе никакого эмоционального сообщения. И именно поэтому, если реклама предполагает совершение некого действия, ожидания некой эмоции, то использование белого цвета необходимо максимально сократить. Белый цвет идеально подходит для концентрации внимания на рекламном сообщении, если он образует собой широкую рамку вокруг рекламного блока. Эта граница как бы очерчивает то место, на которое читатель должен обратить свое внимание. Это очень сильный ход в области создания эффективной рекламы.

Голубой цвет в рекламе. Голубой цвет символизирует собой обращение к нежным чувствам. Поэтому его можно использовать в рекламе постельного или нижнего белья, детской одежды, порошков, моющих средств, в таком рекламном сообщении, где за основу сюжета берется эпизод отношений мужчины и женщины.
Розовый цвет в рекламе. По тональности с голубым схож розовый цвет – незаменимый атрибут свадебных салонов, парфюма, ювелирных украшений, кондитерских и других предельно «нежных» областей маркетинга. Это, пожалуй, самый женственный, приятный и мягкий цвет, который вызывает исключительно положительные эмоции.

Цвет всегда впереди

Не стоит забывать, что цветное изображение всегда выигрывает перед черно-белым. Поэтому если вы выбрали место на не цветной полосе рекламной газеты, советуем вам не стараться экспериментировать с иллюстрациями. Даже самое простое изображение будет испорчено черными и белыми тонами, которые могут слиться в один нечитаемый кусок. В черно-белой рекламе наиболее выигрышными смотрятся тексты и правильные геометрические линии и фигуры – квадраты, прямоугольники, круги, в которые уже и вписывается рекламный текст.

«Правильное» восприятие рекламы зависит не только от выборки цветов, но и насыщенности, сочетании тонов, переходов между, количества. Пестрая, как лоскутное одеяло, реклама будет вызывать у аудитории лишь неприятные эмоции, а излишне бледная просто не заинтересует читателя или телезрителя. Ярким насыщенным цветом необходимо выделять лишь «козырные» моменты, которые в первую очередь и необходимо показать потребителям. «Каркас» или общий сюжет рекламы должен быть преимущественно блеклых цветов, чтобы «козырные» моменты смотрелись наиболее выигрышно.

Но это совсем не значит, что большую часть изображения можно делать с яркостью 20%, а нужные места – 100%. Правильное сочетание цветов поможет аудитории найти те места, на которые необходимо сконцентрироваться.

Живое исследование

Для финального примера разберем цветовую гамму логотипа нашей компании HelpKit. В нашем случае «блеклым скелетом» логотипа стал приятный для глаза салатовый фон, на котором стало возможным выделять какие угодно моменты. Визуальным «центром» логотипа стал разноцветный мозг, а название компании «HelpKit» является вторым, дополнительным визуальным «центром» логотипа – надпись выполнена белым цветом. Из-за этого она немного теряется на салатовом фоне, но разработчиками логотипа был выбран акцент именно на рисунок (мозг), нежели на название компании.



Цветовая гамма подобрана гармонично – ни один элемент не теряется на баннере, все части разделены между собой. Разработчики отказались от агрессивных цветов, и это пошло на пользу приятному логотипу. Салатовый цвет фона настраивает на положительные эмоции, а удачная подборка цветовых «кусочков» мозга делает рисунок привлекательным для глаза.

Кстати, наш продукт – сервис онлайн-консультирования SalesUP – предусматривает в своем конструкторе возможность выбирать между разными цветовыми решениями. В сервис «вложено» еще много разных функций – проверки орфографических ошибок, создание «умных» автоприглашений, статистика работы сотрудников. И все они направлены на совершенствование общения между вашими менеджерами и клиентами через интернет-чат.

А в завершении хотелось бы сказать, что психологическая эффективность в любом случае оборачивается экономической эффективностью рекламы. Поэтому, не скупитесь на действительно креативной и хорошей рекламе, чтобы получить максимальный экономический эффект.

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.