Кошки, лужи и другие препятствия к клиенту

Настали новые зеленоградские выходные – довольно сырые, промозглые, невзрачные. Дождя вроде нет, но постоянно присутствует какое-то странное чувство его присутствия.

В прошлый раз и писала про одного из моих первых клиентов. Теперь я готова написать про моего абсолютно первого клиента.

Эта погода напомнила мне мой первый день на работе. Ранняя весна и мой первый клиент. Это было настолько по-голливудски, что даже не верится, что это случилось в реальности.

Желая проверить мои менеджерские качества, начальник отдела продаж нашего рекламного агентства с ходу направила меня к моему первому клиенту. Так как это было собеседование, то и я одета я была довольно-таки празднично – синие обтягивающие джинсы со всевозможными заклепками, высокие сапоги, красивая курточка – лучшая из моего тогдашнего молодежного гардероба.
И тут начальник отдела продаж огорошила меня в первый раз – поставила передо мной какую-то тушь и попросила тут же ей продать. Я, вспомнив все американские фильмы, где так или иначе кому-то что-то впаривали, излилась словесным поносом:

– Эта тушь сделает ваши ресницы необычайно длинными и рельефными («Что, – кричала я в голове. – Рельефными?! Остановись, девочка!»). Подчеркнет ваш стиль, обогатив его новыми, необыкновенными чертами….
Эта чушь длилась минуты две. Начальница отдела все-таки «купила» у меня свою же тушь, и осталась мной довольна. До сих пор не пониманию, для чего проводить этот типо «тест» на профпригодность. Поэтому я солидарна с автором предыдущего поста – искренность на работе, реальную практику никогда не заменит имитация, ненастоящая репетиция. Когда я впаривала своей начальнице тушь, я чувствовала, что в жизни никогда так делать не буду.

А потом она меня огорошила во второй раз: «В соседнем доме находится салон красоты. Сходи к ним и предложили наши рекламные площади». Вот попала!? Но, делать нечего, направилась к ним. Предварительно мне дали несколько наших газет и журналов для образцов, всучили прайсы, в которых я не знала ни одной цифры, бегло рассказали, что мы занимаемся рекламой в интернете и наружкой, имеем договоры с телевидением и радио.
Когда я вышла на крыльцо редакции, я поняла – мои ноги меня подводят. Что я буду говорить? Как мне им предложить? Да как хотя бы поздороваться? Я никогда раньше не обращалась не по адресу. Например, если я шла в магазин, я знала – мне нужен товар, а магазину надо его продать – контакт сознательный и каждый изначально знает, чего хочет вторая сторона. А здесь как? Меня не ждут, может им и реклама не нужна вовсе. Я чувствовала – их отказ больно ударит по моему самолюбию.

А на улице еще такая грязища была! Лужи, наледь, оставшаяся после морозной ночи, грязь, снежная каша. Как по такому идти? Но, к счастью, дом, где находилась парикмахерская, был близко, а вели к нему несколько асфальтовых дорожек.

Я выбрала ближайшую. Каблуки, хоть и невысокие, все же заставляли сконцентрироваться на дорожке. И сразу же, как только я спустилась с крыльца редакции, под мои ноги выскочили небольшая мышь, за которой гналась кошка…

Земля ушла у меня из-под ног, сильный крик сотряс улицу. Еще долго я не могла прийти в себя. Мысли, по крайней мере, я так и не смогла привести в порядок.

Но меня ждал клиент и первый отчет моему первому начальнику. Осторожно я пробиралась по тропинкам города. Наконец-то я заметила вывеску салона красоты над одним из подъездов жилого высотного дома.

Путь к первой рабочей коммуникации преграждала лишь большая лужа, разлившаяся по всей ширине дороги. По краям водяной ямы была покатая наледь, по которой идти было опасно. Можно было пойти по обочине, но там было еще хуже – снежная каша и мягкая, пропитанная водой земля.
Поэтому я рискнула идти по наледи и… опомнилась я только на земле. Мои чудесные высокие сапоги были заляпаны по колено, смачно перепачканы джинсы, капли грязи виднелись на белой курточке. Пряди волос выбились из-под повязки и свисали лохматыми нитками. Ужас был такой степени, что подняться из лужи сразу у меня не получилось. Секунд десять я на коленях стояла в луже и пыталась рассмотреть свое отражение в мелькающей глади воды.

Я была в ступоре. Но потом все-таки поднялась, но не решилась посмотреть вниз. Отряхивалась не глядя, чтобы не расплакаться.

И вот такая – обиженная, грязная и злая – я вошла к первым клиентам. Они поздоровалась. Я им ответила. Потом кое-как растолковала им, кто я и зачем пришла. Было видно, что они не особо заинтересованы в рекламе, а я не была настроена их уговаривать. Минут пять мы поговорили (директора салона на месте не оказалось, поэтому я общалась с сотрудниками), обменялись телефонами, и я вышла.

Я понимала, что это фиаско. Но не испытывала обиды или жалости к себе. Те два случая, которые случились со мной по пути к клиенту, переключили мои эмоции с волнения первого контакта. Я заметила, что с клиентами я общалась спокойно, ровно и кое-что отметила для себя – главное, идя к клиенту, не париться. Стараться переключить эмоции на что-нибудь другое.

Любая заготовленная речь будет звучать неискренне и сбивчиво «в поле», поэтому впредь я решила отдавать все на волю случая при общении с клиентом и никогда заранее не готовить бравурную речь.

… В редакции я спокойно и подробно рассказала начальнице свои приключения, она посмеялась и отправила меня домой, сказав, что я справилась хорошо – молодые предшественницы приносили от первых клиентов более печальные вести
– переволновались, расплакались и прочее.

Когда я вышла из редакции, я наконец посмотрела на свой испачканный вид – он был просто ужасен. Но я улыбнулась и со всей силы плюхнулась ногами в лужу – было весело, как ребенку и домой я пошла в отличном настроении.

13 комментариев

avatar
У Вас шикарная манера написания, может ну ее эту рекламу- пора книги писать? Вот честно, я прям почувствовала себя мокрой и грязной, злой и обиженной- вместе с Вами. Знаете какая наша основная проблема (взрослых людей)- мы слишком серьезные и умные… а порой достаточно быть просто человеком и разговаривать другим -как с человеком, порой помогает.
avatar
Спасибо) Но для книги нужно терпение и усидчивость… Да и не хочется как-то. А то еще стану чрезмерной серьезной и умной ;)))
avatar
Не знала, что книги пишут чрезмерно умные люди, мне казалось талант здесь важнее, а он у Вас несомненно есть.
История конечно воодушевляющая, правда в жизни — немного все не так легко и весело, чаще всего, бывает.
avatar
Да и не говорите — порой уходишь домой просто убитой, и остается всего несколько «потребительских» желаний: душ-ужин-сериал((
avatar
Хороший руководитель вам попался, человечный, я бы сказал. Вообще хотел бы обратить внимание ваше, что вам попадаются хорошие люди на жизненном пути, которые в вас вселяют уверенность и дают старт развитию… это тоже нужно ценить.
avatar
Да ну как сказать- то без визиток нормальных отправляют в первый рабочий день, то опять же не дав изучить материал- и снова на баррикады. Бойца невидимого фронта из вас пытались сделать- хорошо, что вспоминаете Вы все ярко и с юмором, и делает выводы вам нужные.
avatar
Честно, это было мое первое место работы — и это была настоящая «лавочка». ОООчень большая неразбериха была в коллективе, да и высшее руководство было, мягко сказать, так себе… Хотя да, с непосредственным начальником среднего звена мне повезло — оказалась понимающей и приятной в общении, много чему научила
avatar
Очень важно взаимодействие с руководством. У меня была начальник, женщина. Она всем нам говорила, что мы должны быть взаимозаменяемые, в итоге многие уходили, не выдержав нагрузки, а я злилась, нервничала, но работала (до сих пор мы с ней поддерживаем общение), я во многом ей благодарна.
avatar
Так а чего кричали? из-за мыши? Я вообще себе даю такую установку на черных кошек, пустых ведер и прочих пережитков прошлого «примет»- все к деньгам!
А вообще позитивный рассказ, спасибо. Особенно понравилось про лужу в конце- согласитесь там так не хватает детства, мы так устаем порой все свои шаги просчитывать наперед.
avatar
" Любая заготовленная речь будет звучать неискренне и сбивчиво «в поле»" — должен быть «скелет», так сказать, на который под каждую ситуацию Вы наращиваете речь. Просто «нулевой» прийти не получится, заготовки должны быть. А вот действовать и говорить по обстоятельствам- здесь соглашусь.
avatar
Здесь просто, когда поработаешь подольше, понимаешь — особых экспериментов с людьми в нашей работе не попробуешь… Для меня намного важнее, как я скажу, а вот что — на втором месте. Тем более, содержание, или, как вы сказали, «скелет» общения — он почти не изменяется (часто просто играешь на стереотипах), работают фразы, которые я произносила год назад, и два, и три… Для меня важнее, в каком состоянии, с какой интонацией, с какой степенью открытости и доверия с это скажу… Ну и да, «скелет» должен какой-то быть, просто на него надо меньше обращать внимания, но и так сыграет за себя… Если он конечно есть ;)
avatar
Ну почему, есть база. Вы зашли, поздоровались, пожелали хорошего дня. Да где-то Вы делаете это тише, где громче, где-то с улыбкой, но без этого начала культурного общения не получится. Плюс Вы знаете, что нужно продать, ну ту же тушь… Вы же не начнете рассказывать о духах, продавая тушь- у Вас есть основные, ключевые слова… а в какой последовательности и каким голосом Вы из произнесете- уже дело конкретной ситуации.
avatar
А почему в жизни не будите? Как правило, в «поле» ты говоришь именно то, что хочет слышать клиент, вот как-то интуитивно это угадываешь и рассказываешь. Тест обычный, многие такой проводят, просто кто-то тренируется на начальстве, а кто-то в реальных условиях, но по присмотром тренера.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.